Версия сайта для слабовидящих

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАРТА

НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

 

1. Наименование научной школы: Научная школа по этнопедагогике Беларуси (Постановление совета университета Протокол №5 от 26.11.2010).

2. Тип научной школы: научно-исследовательская;

3. Область знаний: педагогические науки;

4. Основные направления научных исследований, проводимых в рамках научной школы (не более 1/2 стр. текста): изучение зарождения и развития идей воспитания в педагогической мысли Беларуси, комплексное исследование опыта народной педагогики, христианской этики, взглядов белорусских мыслителей X–XVIII вв., анализ и систематизация содержания духовно-нравственных основ формирования личности в отечественной педагогической мысли X–XVIII вв., осуществление систематизации, выявления путей передачи (трансляции) последующим поколениям народного опыта в сфере материальной и духовной культуры в широкой исторической ретроспективе.

4.1. По рубрикатору ГРНТИ: 14.09.01 История образования и педагогической мысли в отдельных странах, 14.43.47 Этнопедагогика.

4.2. По Номенклатуре специальностей научных работников Республики Беларусь: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования.

5. Характер научной деятельности:

 фундаментальные научные исследования – 80 %

 прикладные научные исследования – 20 %

6. Краткая история основания и развития научной школы: В 1998 г. доктором педагогических наук, профессором была создана научно-педагогическая школа, которая начала разрабатывать проблемы этнической педагогики и истории педагогики Беларуси. В 2006 г. приказом ректора в университете была открыта научно-исследовательская лаборатория этнопедагогики и истории педагогики Мозырского Полесья. В 2003 г. была защищена кандидатская диссертация Сыманович Т.Н. (научный рук. Болбас В.С.), в 2009 г. – магистерская диссертация Лесницкой О.И. (научный рук. Болбас В.С.), в 2011 г. – кандидатская диссертация Сычевой И.С. (научный рук. Болбас В.С.), в 2013 г. - кандидатская диссертация Болбас Г.В., завершает диссертационные исследования Щербин М. М.

7. Стадия жизненного цикла научной школы:

 стадия активного развития;

8. Лидеры научной школы:

8.1. Основоположник научной школы: Болбас Валерий Сергеевич.

8.2. Руководитель научной школы в настоящее время: Болбас Валерий Сергеевич.

9. Количественный и качественный состав научной школы:

9.1. Количество членов научной школы 5 , из них молодых членов коллектива   1  .

9.2. В том числе:

докторов наук (1, Болбас В.С.)

кандидатов наук (2, Сыманович Т.Н., Болбас Г.В.)

магистр наук (1)

докторантов 0

аспирантов 0

соискателей ученой степени 1

магистрантов 0

10. Кадровые потери научной школы за последние 5 лет:

10.1. Перешли в другие научные организации или сферы деятельности:

докторов наук (нет)

кандидатов наук (1)

магистрантов (нет)

10.2. Уехали за границу на постоянное жительство:

докторов наук (нет)

кандидатов наук (нет)

11. Материально-техническая база, имеющаяся в распоряжении научной школы: сканер, принтер и другая оргтехника.

12. Участие в течение последних 3 лет в исследованиях и разработках в рамках отечественных и международных научных и научно-технических программ различного уровня и по грантам отечественных и международных фондов и организаций (указать тип и названия программ, шифры (номера) грантов фондов, степень участия):

Грант БРФФИ «Основные тенденции развития и современного использования этнопедагогической культуры Мозырско-Припятского региона», научный руководитель Болбас В.С. (20073574 от 19.12.2007).

НИР «Этнокультурные основы нравственно-духовного воспитания молодежи в Республике Беларусь» включен в качестве задания 6.2.05 «Идейно-нравственное и духовное саморазвитие личности как основа становления социальной компетентности учащейся и студенческой молодежи» ГПНИ «История, культура, общество, государство»

13. Основные научные результаты, полученные в течение последних 5 лет

Прааналізавана праблема індывідуалізму і калектывізму як адна з асновапаложных пры арганізацыі жыцця любога грамадства, раскрыты асаблівасці фарміравання індывідуалізму і калектывізму на працягу гісторыі развіцця цывілізацыі ў якасці найважнейшых маральных прынцыпаў.

Ідэі калектывізму і індывідуалізму ў айчыннай этыка-педагагічнай думцы сярэднявечча // Адукацыя і выхаванне. – 2007. – № 2.

Раскрыт принцип природосообразности воспитания в народной педагогике как основоположный, системообразующий принцип, на котором строилась традиционная педагогическая культура, отмечено, что в народной педагогике белорусов выработан и ряд иных требований к организации воспитания детей, которые регулировали характер и структуру этого процесса.

Природосообразность воспитания в народной педагогике белорусов // Педагогика. – 2007. – № 3.

Раскрыта дзейнасць беларускага асветніка XVI ст. Міхалона Літвіна – выдатнага дзеяча айчыннага Рэнесансу. Змест школьнай праграмы па гісторыі Беларусі апроч іншага арыентуе і на развіццё маральнай, грамадзянскай, прававой культуры вучняў. Далучэнне да духоўных здабыткаў нашага народа, выхаванне пашаны да гістарычнага мінулага краіны будзе больш эфектыўным праз раскрыццё дзейнасці людзей, якія ўзбагачалі культурную спадчыну нашага народа, стваралі трывалы падмурак пачэснага месца Беларусі ў сусветнай супольнасці. Прапануемы матэрыял мэтазгодна выкарыстоўваць на ўроках па гісторыі Беларусі ў 8 і 10 класах, а таксама на занятках па грамадазнаўству.

Этыка-педагагічны патэнцыял айчыннага трактата Сярэднявечча (матэрыялы да тэмы “Беларускія землі ў складзе Рэчы Паспалітай і 2-я палова XVI–XVIII стст.” // Гісторыя: праблемы выкладання. – 2009. – № 4.

Раскрыты этыка-педагагічны аспект традыцыйнай культуры рэгіёна Мазырскага Палесся, вызначаны мэта, змест, асноўныя прынцыпы і метады, некаторыя асаблівасці маральнага выхавання народнай педагогікі палешукоў.

Маральна-выхаваўчы патэнцыял народнай педагогікі Мазырскага Палесся // Адукацыя і выхаванне. – 2009. – № 4.

Раскрыты взгляды представителей педагогической мысли Беларуси X–XVII вв. на роль учителя в нравственном совершенствовании воспитанников. Показан приоритет воспитательной функции педагога, охарактеризованы основные требования к профессии учителя, которые разрабатывались в отечественной педагогике.

Педагогическая мысль в средневековой Беларуси о роли учителя в нравственном воспитании личности // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І.П. Шамякіна. – 2009. – № 2 (23).

Обоснована необходимость этнического воспитания вообще и формирования этнической культуры студентов в частности. Раскрыта взаимосвязь этнических и общечеловеческих ценностей, показаны направления и пути организации этнокультурного образования в современных вузах РБ.

Формирование этнической культуры студентов // Вышэйшая школа. – 2009. – № 5.

Обоснована необходимость этнокультурного воспитания молодежи в Республике Беларусь, раскрыта сущность и основные направления организации этого процесса.

Не хлебом единым: вопросы формирования этнической культуры молодежи // Беларуская думка. – 2009. – № 11.

Обоснована необходимость этнопедагогической подготовки будущих учителей как необходимой составляющей их профессиональной компетентности с целью использования в дальнейшем их этнокультурного потенциала для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе и приобщения учащихся к этнонациональной культуре белорусского народа.

Фарміраванне этнапедагагічнай культуры будучых настаўнікаў // Адукацыя і выхаванне. – 2009. – № 10.

Представлена система принципов нравственного воспитания, построенная на закономерностях природосообразной традиции педагогической культуры белорусов.

Принципы нравственного воспитания в народной педагогике белорусов // Педагогика. – 2009. – №10.

Абгрунтавана актуальнасць этнакультурнага выхавання школьнікаў, раскрыты яго змест, вызначаны асноўныя падыходы да яго арганізацыі, прапанавана мадэль этнакультурнага фарміравання асобы.

Мадэль этнакультурнага выхавання. Мэты, задачы, змест, прынцыпы і формы // Народная асвета. – 2010. – № 1.

На основании научно-теоретического осмысления системы традиционных методов и средств нравственного воспитания народной педагогики белорусов раскрыты концептуальные основы и истоки эффективности народного воспитания.

Традиции и обычаи белорусского народа как фактор воспитания // Педагогика. – 2010. – № 7.

14. Научные и научно-методические публикации:

14.1. Общее число научных и научно-методических публикаций членов научной школы за последние 5 лет 35, в том числе по категориям :

научных – 30; научно-методических – 5.

14.2. Основные научные публикации за последние 5 лет, в которых нашли отражение важнейшие достижения научной школы:

  1. 1.Болбас, В.С. Этыка-педагагічны патэнцыял айчыннага трактата Сярэднявечча (матэрыялы да тэмы “Беларускія землі ў складзе Рэчы Паспалітай і 2-я палова XVI–XVIII ст.” / В.С. Болбас // Гісторыя: праблемы выкладання. – 2009. – № 4.
  2. 2.Болбас, В.С. Маральна-выхаваўчы патэнцыял народнай педагогікі Мазырскага Палесся / В.С. Болбас // Адукацыя і выхаванне. – 2009. – № 4.
  3. 3.Болбас, В.С. Педагогическая мысль в средневековой Беларуси о роли учителя в нравственном воспитании личности / В.С. Болбас // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага універсітэта імя І.П. Шамякіна. – 2009. – № 2 (23).
  4. 4.Болбас, В.С. Формирование этнической культуры студентов / В.С. Болбас // Вышэйшая школа. – 2009. – № 5.
  5. 5.Болбас, В.С. Не хлебом единым: вопросы формирования этнической культуры молодежи / В.С. Болбас // Беларуская думка. – 2009. – № 11.
  6. 6.Болбас, В.С. Фарміраванне этнапедагагічнай культуры будучых настаўнікаў / В.С. Болбас // Адукацыя і выхаванне. – 2009. – № 10.
  7. 7.Болбас, В.С. Принципы нравственного воспитания в народной педагогике белорусов / В.С. Болбас // Педагогика. – 2009. – №10.
  8. 8.Болбас, В.С. Мадэль этнакультурнага выхавання. Мэты, задачы, змест, прынцыпы і формы / В.С. Болбас // Народная асвета. – 2010. – № 1.
  9. 9.Болбас, В.С. Традиции и обычаи белорусского народа как фактор воспитания / В.С. Болбас // Педагогика. – 2010. – № 7.
  10. 10.Болбас, В.С. Этыка-педагагічная думка як аб’ект гісторыка-педагагіч-нага даследавання / В.С. Болбас // Адукацыя і выхаванне. – 2012. – № 1. – С. 57–65.
  11. 11.Болбас В.С. Идеи коллективизма и индивидуализма в этико-педагогической мысли средневековой Беларуси / В.С. Бобас // Историко-педагогический журнал. – 2012. - № 1. – С. 76-85.
  12. 12.Болбас В.С. Народна-выхаваўчыя вытокі этыка-педагагічнай думкі Беларусі ў X—XVIII стагоддзях / В.С. Бобас // Адукацыя і выхаванне. — 2012. — № 10. — С. 52—58.
  13. 13.Болбас, Г.В. Метод наказания в истории педагогики Беларуси эпохи Возрождения / Г.В. Болбас // Адукацыя і выхаванне. – 2010. – № 3.
  14. 14.Болбас, Г.В. Профессия учителя в Беларуси эпохи Возрождения / Г.В.Болбас // Народная асвета. – 2010. – № 3.
  15. 15.Болбас, В.С., Сычова, І.С. Эстэтычная педагогіка Беларусаў / В.С.Болбас, І.С. Сычова. – Мазыр : Белы вецер, 2011. – 197 с.
  16. 16.Болбас, В.С., Сычова, І.С. Народная педагогіка Мазырскага Палесся / В.С.Болбас, І.С. Сычова. – Мазыр : Белы вецер, 2012. – 246 с.
  17. 17.Сычова, І.С. Рэгіянальная мадэль выхавання асобы ў народнай педагогіцы Мазырскага Палесся / І.С.Сычова // Адукацыя і выхаванне. – 2011. - № 2. – С. 59-66.

15. Открытия и изобретения, сделанные в научной школе (0).

16. Реализация и внедрение результатов разработок, выполненных в рамках научной школы за последние 5 лет (перечень): 1.

17. Подготовка научных кадров высшей квалификации:

17.1. Доктора наук, подготовленные (в том числе для других организаций) в рамках научной школы за последние 5 лет:

из них участвующие в работе научной школы 0.

17.2. Кандидаты наук, подготовленные (в том числе и для других организаций) в рамках научной школы за последние 5 лет: 2 (Сыманович Т.Н., тема диссертации «Развитие идей нравственного воспитания в педагогической мысли восточнославянских земель Х–ХІІІ вв.» 2003, Сычева И.С., тема диссертации «Народная педагогіка Мазырскага Палесся ў традыцыйнай культуры рэгіёна» 2011).

из них участвующие в работе научной школы 2.

17.3. Докторанты/аспиранты, обучающиеся и окончившие докторантуру и аспирантуру под руководством членов научной школы за последние 5 лет / (общее количество – 2), из них окончившие докторантуру и аспирантуру с зашитой диссертации / (общее количество – 0 (через год после окончания аспирантуры)).

18. Направления подготовки инженеров, бакалавров, магистров и аспирантов, проводимой в рамках научной школы: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.

19. Оригинальные курсы лекций, которые читают члены научной школы (название спецкурса, через запятую – название учреждения, где читается спецкурс): «Этнічная педагогіка беларусаў», «Этыка-педагагічная думка Беларусі эпохі Адраджэння», «Этико-педагогическая мысль в восточнославянских литературных памятниках Х–ХІІІ вв.», «Эстэтычнае выхаванне ў беларускай народнай педагогіцы», «Природосообразная педагогика: история и современность», Мозырский государственный педагогический университет імені І.П.Шамякіна.

20. Организация научных мероприятий и семинаров (в т.ч. для молодых ученых) по тематике научной школы научно-практический семинар «Образ Родины в выставочно-славянской духовной традиции» 2011, Республиканская научно-практическая конференция: «Мозырщина: люди, события, время» 2012.

21. Научные связи с отечественными научными организациями и международным научным сообществом (перечень с указанием характера связей):

21.1. Академическая, вузовская и отраслевая наука республики

Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины: обмен научной информацией, проводятся совместные научные мероприятия, совместные публикации, представлен совместный научный проект.

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова: обмен научной информацией, командировки аспирантов, взаимные консультации по научной тематике.

21.2. Академическая, вузовская и отраслевая наука стран СНГ

Бэлцкий государственный университет имени Алеку Руссо: обмен информацией, взаимные консультации по научной тематике.

Винницкий государственный педагогический университет имени М.Катюбинского: обмен информацией, взаимные консультации по научной тематике.

21.3. Университеты и научные центры стран дальнего зарубежья

22. Общественное признание научной школы:

22.1. Научные премии, стипендии (государственные, международные, академий и университетов), полученные членами научной школы (название и год присуждения, через запятую; информация о каждой – с новой строки).

 

 

Руководитель научной школы В.С.Болбас

 

 

Дата заполнения «06» ноября 2012 г.